учитель-логопед Бычкова Ольга Павловна
Консультация для родителей «Если ребёнок плохо говорит»
Часто приходится слышать от родителей вопросы: «Почему мой ребёнок плохо разговаривает? Как самостоятельно помочь малышу овладеть правильной речью?» «Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога. Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Даже при незначительном снижении слуха малыш лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенный на полную громкость телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить. Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи. Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны, читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста. Ребенок овладевает речью по подражанию. Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова. Часто причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается. Родителям советуем обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, нельзя произносить слова искаженно. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Мешает развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен. Некоторые нарушения детской речи возможно исправить и в домашних условиях.. Исправлять ошибки нужно доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения. Читая ребёнку книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Если ребенок ошибается, не надо его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он с радостью общался с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. Для создания такой обстановки необходимо сократить использование компьютера и телевизора. Общение родителей и других членов семьи с ребенком становится более деятельным, осознанным и наполненным развивающими играми, наблюдениями, совместным творчеством. 15 мая 2018 в 13:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.