учитель-логопед Бычкова Ольга Павловна

Лексическая тема "Овощи"

 13b0661876fe3df254762367b7b09aed.jpg

Уважаемые родители, рассмотрите дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец и другие. Объясните, что всё это можно назвать одним словом «овощи». Обратите внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. Совместно с ребёнком приготовьте любое блюдо из овощей. 

Формируем словарь детей: 

Существительные: овощ, морковь, картофель, свекла, лук, помидор, огурец, перец, укроп, петрушка, горох, капуста, огород, кочан, земля, грядка, вода, ветви, корни, листья, семена, стебель, салат, пища, щи, суп, запеканка, пюре, …. 
Прилагательные: красный, оранжевый, коричневый, зеленый, желтый, черный, кислый, горький, круглая, овальная, треугольная, гладкая, шершавая, ровная, неровная, картофельный, огуречный и т.д.; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, сладкие, сочные, ароматный, солёные, свежие, консервированные, вареные. 
Глаголы: сажать, поливать, собирать (урожай), расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, жарить, варить, солить, готовить, есть, замораживать, срезать, варить, сушить, морозить. 
Дидактические игры и упражнения: 
1. «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательной формы существительных) 
помидор – помидорчик, лук – лучок; чеснок – чесночок; капуста – капустка; горох – горошек; картошка – картошечка; тыква – тыковка; грядка — … вода — … корень, огурец — … лук — … перец — … горох — … огород — … 
2. “Повар и овощи” (образование прилагательных от существительных): Мы собрали овощи и приготовим из них что-нибудь вкусное. 
Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (Овощной) Салат из капусты? (Капустный) Из свёклы? (Свекольный) 
Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая) 
Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное) 
Из тыквы сделаем сок. Какой сок? (Тыквенный) 
3.«Посчитай» (упражнять в согласовании существительных с числительными). Предложить детям пересчитать овощи: 
один огурец, два огурца, три…, четыре…., пять 
одна свёкла, две …, три…., четыре…, пять… 
4.Игра «Где растут овощи?» ( расширение знаний о месте роста и способа сбора овощей): 
Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают) 
Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают) 
Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают 
5. Игра «Один – много» ( образование множественного числа существительных) 
Огурец – огурцы (морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла) 
6. Игра «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» . 
Летом в огороде – свежие, зелёные, 
А зимою в бочке – твёрдые, солёные. 
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

23 февраля 2019 в 18:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.